Секс, но не эротика

Секс, но не эротика

Татьяна Росс. Фото из личного архива.

Открыто говорить о сексуальности нужно не только на приеме психолога. В литературной форме тоже стоит об этом писать. То есть я пишу о сексуальных отношениях героев, об интимной жизни? И мои книги можно отнести к жанру "эротика"? На мой взгляд, нет. Секс в романах "Кама с утрА" и "Больше чем секс" не ради возбуждения фантазий читателя. Как отметил один из читателей в комментариях: "...в книге Татьяны Росс эротика какого-то другого понятия. Эротические сцены здесь не потому что герои так вожделеют друг друга, что обязательно должны совокупиться на глазах у читателя. Здесь эротика скорее авторский приём, признанный раскрыть психологию персонажа ещё глубже". Оба романа — "Кама с утрА" и "Больше чем секс" — имеют подзаголовок "Картинки к Фрейду", что объясняет многое. Речь о психоанализе поведения героев через призму их сексуальности. Я пытаюсь анализировать глубинные мотивы этого состояния, влекущие за собой конкретные поступки человека, которые, как следствие, определяют его судьбу в целом.

Сфера моих интересов, как психоаналитика и cторонника теории Фрейда, обусловлена полученным академическим образованием на факультете философии/психологии Ростовского государственного университета, а также в университете Кельна (Германия). Началось все с работы в русскоязычных СМИ Германии с середины 90-х, где я вела рубрики от психологии отношений ("Как найти своей счастье") и до проблем самоидентификации ("Кто из нас больший идиот"). Статьи на темы о разнице ментальности, помогающие находить общих язык с новыми согражданами, вылились в книгу "Портрет в интерьере", к сожалению, до сих пор не вышедшую. Затем все это плавно перетекло из публицистики в художественную прозу — появились первые рассказы, которые охотно публиковались в женских журналах. Это была легкая, припудренно розовая проза "про любовь". И тут... издатели стали предлагать писать не просто женские истории, а эротику. Почему бы нет? Но описывать любовные истории с откровенными картинками секса было неинтересно. Так вышло, что склонность к психоанализу  вывернула мои произведения в иную плоскость.

В итоге секс в моей прозе есть, но назвать это эротикой в том смысле, который вкладывается в определение "эротическая литература", вряд ли можно. "Эротическая литература — жанр, включающий в себя вымышленные и основанные на реальных событиях истории и рассказы на тему эротики, предназначенные для возбуждения подобных чувств у читателей.... Эротическая литература может принимать форму романов, рассказов, рассказывающих о реальных событиях и переживаниях... Общими чертами жанра являются сексуальные фантазии..." Так определяется жанр "эротическая литература". Однако в романе "Кама с утрА" секс — отнюдь не фантазии, а страшная правда жизни. Все происходящее с героинями случается в нашей повседневной жизни, и если не с нами, то совсем рядом. "Но зачем в подробностях описывать то, что приходится наблюдать девочке-подростку в квартире распутного отца?" — спросите вы. Ответ прост: чтобы объяснить, почему, став взрослой, эта женщина ненавидит мужчин или вовсе стала фригидной. Проследить взаимосвязь детских переживаний и впечатлений с тем, кем стал человек, повзрослев, и есть смысл психоанализа, которым я пытаюсь заниматься,  описывая жизнь своих героинь.

 

Нельзя сказать и то, что мои романы  — это так называемая женская проза. Судя по отзывам, читателями книги "Кама с утрА" были мужчины, именно мужчинами написано большинство комментариев, которые можно прочитать на порталах, где книга продается. Вот один из них: "...Не легкое чтиво. Три женщины, разные, и все же похожие истории. Их жизни переплетены между собой и вывернуты перед читателем наизнанку, как грязный носок... Никакого омерзения книга не вызвала, наоборот, прочитанное заставляет о многом задуматься, и Фрейд вам в помощь". Приятно, что читатель ухватил суть замысла книги. Да, откровенно, да, вывернуто наизнанку. Но это все не из праздного любопытства, а именно ради того, чтобы задуматься о себе, о своих проблемах.

"Без перерыва читал роман четыре часа, — пишет другой читатель, боюсь, не смогу передать тех сложных чувств, что испытал при чтении. Жуткое ощущение, что в каждой героине – сам автор. Такое проникновение, такая интимная близость, дыхание, стоны, боль. Переходишь к новой главе и к новой истории и не понимаешь, как один автор мог проникнуть в совершенно другую историю так глубоко. Потрясающий финал, связывающий воедино казалось бы разрозненные истории. Да и структура, построение романа оригинальны. Удался быт. Очень сочное описание. При чтении чувствуешь запахи, видишь мебель в домах. Иногда ощущение описанной грязи до такой степени реалистично, что хочется помыть руки. Но это правда жизни, просто автор отлично передала эту правду. Это, конечно, совершенно нестандартная вещь". Комментарии читателей в основном положительные, но есть и такой: "Кама с утрА" "автобиографическая повесть неудовлетворённой нимфоманки с гомосексуальными установками". Как расценить — это критика или нет? Если писала неудовлетворенная нимфоманка, наверное, плохо. Лучше бы было, если бы удовлетворенная... То, что читатель решил — три совершенно разные истории написаны одной нимфоманкой, — нахожу похвалой, истории героинь настолько разные, что трудно представить, что это все об одной, значит описано достоверно во всех трех случаях.

Среди критичных комментариев приведу такую претензию: "Женщинам в этой истории досталось от мужчин. Каждая по-своему была обижена. Но от обилия этих ситуаций, начинает казаться, что все мужики кАзлы, и надежды на светлое совместное будущее нет..." Заметьте, недовольство проявила женщина. Мужчины по этому поводу промолчали.   Безусловно, в этом критическом замечании есть доля истины. Но в "Каме с утра" так вышло. А вот в новом романе "Больше чем секс", который на днях появился в продаже, с мужчинами "почти" все хорошо. "Больше чем секс" включает в себя три мини-романа, объединенные под одним и тем же подзаголовком, что и "Кама с утрА" "Картинки к Фрейду". В этих историях несчастные героини находят утешение в объятиях мужчин, а не женщин.  

В одном из комментариев после прочтения "Камы с утрА" читаем: "...прочитала книгу, захватывает, очень реалистично. Только жаль, что автор не показывает выход из таких психологических ситуаций". Вряд ли найдется кто-то, кто может описать выход из всех сложных ситуаций, которые переживают миллионы женщин и мужчин. Но все же некоторые "выходы" (пути решения проблем) можно предложить читателю. И в книге "Больше чем секс" есть история "Реанимация чувств" — как раз о том, как супружеской паре можно восстановить утраченную с годами сексуальную притягательность друг к другу.   Но вернемся к эротике в романе "Кама с утрА", что с этим не так, почему роман нельзя отнести к жанру "эротика". И снова обратимся к комментариям читателей: "...В книге много эротических сцен. Но если вы ждёте "Педро одним рывком сорвал с Кончиты последний барьер её недоступности, и припал горячими губами к розовеющему набухшему соску", то вам не сюда..." Ну хорошо, про Педро и Кончиту, наверное уж слишком. Есть более утонченные примеры эротических сцен. Например, Франсуаза Саган ("Здравствуй, грусть"): "...мы шли к дому через сосновую рощу и, чтобы согреться, затевали веселую возню, бегали взапуски. Он всегда нагонял меня неподалеку от дома, с победным кличем бросался на меня, валил на усыпанную хвойными иглами землю, скручивал руки и целовал. Я и сейчас еще помню вкус этих задыхающихся, бесплодных поцелуев и как стучало сердце Сирила у моего сердца в унисон с волной, плещущей о песок... Раз, два, три, четыре... в ушах отдавались только быстрые, непрерывные толчки моей собственной крови".Что мы видим в обычных, даже качественных романах в жанре "эротика"? Это книги "про любовь", романтическая проза. Романы об отношениях мужчин и женщин (последнее время возможны и однополые пары), о любви, измене. В них в той или иной степени откровенности описаны картинки близости. В самых скромных произведениях могут упоминаться поцелуи, в более откровенных, на которых стоит знак "+18", есть и более подробное описание интимных моментов. Но в любом случае в этих романах сексуальные сцены — лишь дополнение в контексте описания любовного сюжета. И, конечно, главной задачей для авторов таких произведений является возбуждение читателя. Того, кто любит "клубничку".

В романе "Кама с утрА" описание сексуальных сцен вовсе не ради развлечения и возбуждения. Да и сказать, что это романы о любви, тоже нельзя. Скорее, о поиске любви. О том, как мечутся героини между непониманием своего предназначения. Одну из героинь романа воспитывали в пуританских традициях, учили быть скромной и верной. А нутро женщины противилось этому. Ее гормональный фон бушевал и не давал покоя. Происходил конфликт между воспитанием и физиологией. Другая, став взрослой женщиной, ненавидела мужчин. Почему же? Потому что в подростковом возрасте пережила психологическую травму, живя с отцом-наркоманом, и не по своей воле... участвуя в ночных оргиях. В романе в подробностях описано происходящее, безжалостно передан ужас пережитого героинями, которые не понимают причин своих несчастий.



"Роман "Кама с утрА" можно было бы назвать "50 оттенков черного". Автор предлагает жутковатые женские истории, очень разные, но объединенные общей безысходностью, в которую героини попали отнюдь не по собственному выбору. Многочисленные эротические сцены не самоцель автора, а только фон для беспощадного психологического и социального анализа..." — еще один комментарий, и снова в точку. Рада, что мою книгу (на первый взгляд, "обычный женский роман") прочитали те, кто уловил в ней глубинный подтекст.  

Вторым важным моментом романа "Кама с утрА" является идея о том, что нашим поведением, нашими поступками руководим не мы сами, а наше подсознание, то есть то, что человек увидел и услышал в раннем детстве. Один даже под страхом смерти не может украсть. У других это не вызывает сомнений даже из баловства. Один при самой большой опасности не может убить. А другому это доставляет удовольствие. Но многие не понимают этого правила (или не знают о нем) и, пытаясь изменить жизнь, переезжают в другие города или даже страны. Меняют имена. Но... жизнь остается прежней. "Почему мне не везет с мужчинами и все время попадаются подлецы?" — задают вопрос многие. Ответ прост. Он в вашей голове, в том, что вы думаете о себе и об окружающих. И если все время попадаются не те, то нужно "искать скелеты в своем шкафу". В своих романах я пытаюсь сделать это на примере своих героинь. А пытливый читатель, следуя за автором, понимает, что и ему/ей стоит поискать проблемы, мешающие стать счастливым, в далеком прошлом.

Кому интересны мои романы? И на этот вопрос есть ответ читателя: "В романе "Кама с утрА" показана изнанка жизни, истинные мотивы нашего поведения без прикрас и без смакования. Без нагнетания дешевого морализаторства. Каждый увидит то, на что хватит интеллекта и общей культуры. Одни читатели увидят в романе "Кама с утрА" развлечение, другие ханжески скривят рот, испугавшись подробностей чужой интимной жизни, а третьи, те, у кого есть тяга к самокопанию, страсть к психоанализу — они будут долго обдумывать и смаковать это произведение".   Думается, все перечисленное дает право сказать, что романы "Кама с утрА" и "Больше чем секс" представляют собой некий отдельный жанр. Надеюсь, профессиональные критики найдут определение подобной прозе. Хотя сексуальных сцен в моих романах достаточно много, это не "эротическая проза" в привычном для этого жанра смысле. И не романтические истории любви. "Кама с утрА" и "Больше чем секс" — жизненные драмы, в которых героини ищут выход из сложившихся ситуаций, борются сами с собой, попадают в тупики и... снова ищут свое место в счастливой жизни. Все это делается с точки зрения психологии через призму их сексуальности. Это реализм. Наверное, черный. Наверное, можно сказать, что романы "Кама с утрА" и "Больше чем секс"  —  художественное воплощение того, что научным языком написано в учебниках по психоанализу. Недаром в подзаголовке написано "Картинки к Фрейду". PS Оба романа можно приобрести на сайтах онлайн-магазинов Озон, Амазон, ЛитРес.

Ваши комментарии: