Классика жанра

Классика жанра

История травли Горького закончилась также с помощью СМИ

Говоря о формах и методах манипулирования сознанием людей, стоит вспомнить пару примеров поданной под определенным соусом информации, оказавшей влияние на ситуацию. Как говорится, примеры из прошлого, ставшие "классикой жанра".

1. Сто лет назад, а все как сейчас...

В 1906 году известный писатель и рупор революционных идей того времени Максим Горький отправился в США по приглашению американского миллионера Генри Уилшера (1861–1927), сочувствовавшего социалистам. Горький в своих интервью по прибытии резко отзывался о политике царского правительства, о Государственной Думе и категорически заявлял о том, что Россия стоит на пороге революции. Чуть ли не на руках с парохода "Кайзер Вильгельм" писателя внесли в шикарную гостиницу "Бель-Клер", где поселили в апартаменты Уилшера. Но радость была преждевременной и продолжалась она... четыре дня! 14 апреля Горькому пришлось покинуть гостиницу и из трех дальнейших, куда он переезжал, его выгоняли. В последней возмущенная администрация безжалостно выбросила вещи писателя на улицу прямо среди ночи. С большим трудом, наконец, его приютили супруги Мартин в загородном доме. Горький прожил там некоторое время, боясь даже выходить на улицу.

Что же произошло, после чего Горький был осужден американским обществом? Все дело в том, что 14 апреля в нью-йоркской газете "Уорлд" ("World") появилась статья (!), в которой говорилось, что женщина, с которой прибыл Горький, не является его законной супругой. М.Ф. Андреева — его любовница и сожительница. Истерику подогревали фотографиями несчастной жены, которая, брошенная неверным мужем, влачит горькое существование с двумя крошками, сыном и дочерью Горького.

Эта история является ярким примером влияния СМИ на общественное мнение. Одна статья, хотя, в общем-то, правдивая, но поданная под определенным углом и снабженная нужным ударением, превратила человека из героя в грешника. Вчера писателя носили на руках, сегодня стали гнать отовсюду. Но все это произошло не просто так. Ни рекламные тексты о вестнике революции, ни порочащие его сообщения не были случайными. Как выяснилось позже, материалы для травли в прессу были предоставлены царской охранкой, агент которой сопровождал чету на пароходе.

Целью поездки Горького в США была пропаганда революционных идей и сбор материальных средств на нужды российских революционеров. Понятно, Николаю было об этом известно и он со своей стороны хотел сорвать планы Ленина, затеявшего это турне Горького. С целью сорвать миссию писателя Николай посылает вслед за ним своего агента. Зная о пуританских нравах, существовавших в то время в США, агент легко использовал порочащую информацию о брошенной жене и сожительнице.

К слову сказать, история травли Горького закончилась также с помощью СМИ. В американской прессе были опубликованы сведения о дворянском происхождении Марии Федоровны и о её высоком статусе в российском обществе. Статья была написана в восторженном стиле и сделала свое дело. Общественность "забыла" о том, что Андреева — сожительница, и травля была прекращена.

В свою очередь, в России прошла кампания в поддержку Горького и разоблачающая источник травли "от царской охранки" в рабочем журнале "Труд". Вот так и происходят информационные войны. Захотели (получили задание) — опорочили, захотели — обелили, разоблачили.

2. Пропагандистские идеи усваиваются населением навсегда...

Одним из ярких эпизодов в деле пропаганды второй половины 20-го века является история с хиппи. Эта субкультура, известная в СССР с конца 70-х, была подражанием течению хиппи, появившемуся в США в 60-х годах. Об их существовании простые советские труженики могли узнать только из статей и очерков официальной прессы. Именно СМИ формировали представление о том, что из себя представляют хиппи. Местные советские хиппи доставляли властям хлопоты. Это была продвинутая молодежь, которая не хотела жить согласно "кодексу строителя коммунизма". Они не желали носить костюмы с галстуком. И стричь волосы, чтобы выглядеть как на плакате "Ты записался добровольцем?".

Все это не могло нравиться советским властям. А поэтому в массовом сознании формировался отрицательный образ парней и девушек, которые примыкали к течению хиппи. Эти молодые люди воспринимались в народе как немытые, неопрятные, с длинными волосами, бездельники, не желающие ни учиться, ни работать, пьяницы и наркоманы, а главное — аполитичные, безыдейные, то есть совершенно никчемные, в отличие от "правильной" советской молодежи. Образ "хорошего парня" представлял собой обязательно целеустремленного, обладающего четкими политическими воззрениями по поводу "линии партии". Разница между советским человеком и представителем хиппи, как мы видим, разительная. Опорочивание молодых хиппи начиналось даже с того, какими словами их стали называть в прессе: "хиппари", "хиппанутые" (ассоциировалось с "долбанутые"). Конечно же, все это в сознании граждан накладывало негативный отпечаток относительно хиппи.

Мало кто тогда знал, что основными лозунгами хиппи на Западе были антивоенные призывы. На их самодельных плакатах было написано: "Любовь вместо войны". Появились хиппи в США именно как протест против войны во Вьетнаме. Среди лозунгов хиппи были такие: "Make love, not war" ("Занимайтесь любовью, а не воюйте!"), "All You Need Is Love!" ("Все, что тебе нужно — это любовь!", название песни The Beatles), "Give Peace A Chance" ("Дайте миру шанс", песня Джона Леннона). Но даже такой благой протест, как призыв "прекратить военщину", с которым советские власти были согласны, посчитали в СССР не столь важным по сравнению с расхлябанностью представителей этого течения, с их нежеланием жить по правилам советского общежития. А объявление любви главной ценностью власти сочли стремлением к разврату и похабщине. Именно с этой стороны и представили хиппи советские СМИ.

Что любопытно, в СССР хиппарей было крайне мало, практически никто их в глаза не видел, за исключением москвичей. Если хиппи появлялись в регионах, то их малочисленность была незаметна советскому труженику. Да и они надолго не задерживались в провинции, а старались перебраться в столицу, где можно было найти единомышленников. То есть о том, что из себя представляют хиппи, мы узнавали не из личного представления о них, а из статей и репортажей в средствах массовой информации. Хиппи были для большинства граждан "экзотическим фруктом", который они не видели, но знали о нем и его вкусе из прессы. Граждане верили, что "движение хиппи — это тлетворное влияние Запада", пресса тщательно объясняла, что "нам чужды эти патлатые наркоманы". Негативный образ хиппи был создан и внедрен в сознание народа крепко-накрепко. Так крепко, что по прошествии нескольких десятков лет россияне по-прежнему продолжают не понимать истинной цели этого течения и до сих пор вторят штампами, вбитыми в их головы в 70-х годах прошлого века. Вот так глубоко оседает в сознании людей то, что "пишут газеты", а пишут они в основном то, что им заказывают...

3. Зомбирование в 21-м веке дошло "до ручки"...

Ярчайшей иллюстрацией пропагандистского трюка, используемого СМИ в 21-м веке, стал сюжет, в котором беженка из Славянска рассказывала, как на городской площади Ленина на глазах у матери распяли трёхлетнего мальчика. Почему, говоря об этом сюжете, я считаю, что это уже пропаганда, доведенная "до ручки"? Потому что информация, о которой идет речь, безобразно невероятная. Создатели этой "клюквы", видимо, начитались советов главного идеолога Рейха, который говорил: "Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё". Трудно поверить, что это работает, но ситуация с "распятым мальчиком" отвечает заявленному в цитате. В эту чудовищную ложь люди поверили!

Сюжет был показан 12 и 13 июля 2014 года на российском "Первом канале" в качестве свидетельства о якобы имевших место издевательствах украинских силовиков над поддерживавшими ДНР жителями города Славянска. Рассказ был настолько невероятным, что поверить в него человеку в трезвом уме и свежей памяти было невозможно. Зрителям не только поведали факт убийства ребенка, но и описали во всех подробностях, как мальчика прибили к доске и он полтора часа истекал кровью, пока не умер. А его мать привязали к танку и таскали по площади, пока она тоже не скончалась. Согнанные на площадь женщины, наблюдающие за экзекуцией, от ужаса падали в обморок. Все это не просто рассказывалось. Убойным аргументом стал видеоролик, в котором женщина, названная беженкой, возбужденно, надрывно и трагически говорила, что она сама своими глазами все это видела. Ну как, скажите, не поверить?

Естественно, к этой истории был повышенный интерес со стороны общественности. Попытки многочисленных журналистов найти других свидетелей этого происшествия не дали результатов. Никого, кто видел бы эту сцену в Славянске, не нашлось. Женщина, которая рассказывала про мальчика, хотя и существует на самом деле, оказалась не беженкой, а жительницей города. Подлог был даже в том, что в Славянске отсутствует площадь Ленина, а площадь перед горсоветом называется площадью Октябрьской революции. Но никакие опровержения не дали обратного результата. В головах людей крепко засела жуткая история.

К этой ситуации вернулись 21 декабря 2014 года после того, как о "распятом мальчике" и о том, ведется ли расследование, спросили Путина. Комментатор "Первого канала" Ирада Зейналова в эфире передачи "Время", решив ответить за президента, заявила, что "у журналистов не было и нет доказательств этой трагедии, но это реальный рассказ реально существующей женщины, бежавшей из ада в Славянске". То есть доказательств нет, но... надо поверить на слово неизвестной женщине про никем не виденное происшествие на несуществующей площади. Власти добились главного: в российском народе зрела буйным цветом ненависть к украинцам.

Так функционирует пропаганда в интересах властных структур. Российским властям в это время было необходимо разжечь ненависть к украинцам. Плюс показать, к чему приводит народное сопротивление. Россиянам показывали по телевизору в круглосуточном режиме и то, какие страшные зверства творят люди с несогласными, и то, к каким разрушениям из-за "бузотеров" привели военные действия в Украине. Тут сработал еще один совет идеолога фашизма, который говорил: "Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят". То есть если сначала кто-то мог усомниться в правдивости информации, то в результате многократного повторения на всех каналах с утра до ночи народные массы уже верили в эту ересь безоговорочно. Советы Геббельса, как мы видим, живут и побеждают.

Извращая факты и даже перекручивая их наизнанку, средства массовой информации таким образом подают "информационное съестное" к столу потребителя новостей, который, не пережевывая, глотает и... не давится.

Статья вышла на сайте Каспаров.ru 09.06.2020

https://www.kasparov.ru/material.php?id=5EDF810BA6F32&section_id=5898496419C51

Ваши комментарии: